hi-fi and stereo diy
 no vinyl and tubes now








hi-fi my hi-fi theory (acoustic hi-fi systems) cec utility

my 

index 
http://dev.azz.ru/
hi-fi loudspeakers DIY



  Методика создания акустических систем, I
автор: А. Клячин  

Все любители и специалисты, заинтересованные в высококачественном воспроизведении звука, знают, что без хороших акустических систем (АС) не обойтись. Поэтому особенно озадачивают противоречия между различными взглядами на критерии качества АС. Еще менее ясно, какие методы создания АС надежнее и приводят к приемлемым результатам.

Даже начального опыта прослушивания достаточно, чтобы заметить очень большую разницу между воспроизведением одной и той же музыки разными моделями АС. При этом основной параметр - амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) почти всегда близок к идеалу, если верить данным фирм-производителей.

Большинство потребителей не может самостоятельно померить АЧХ и приходит к выводу - проблема АЧХ практически решена, качество воспроизведения звука зависит от конструкции и материалов динамиков, корпусов, кроссоверов. Например: катушка без сердечника - хорошо, с сердечником - хуже. Или: корпус весом в 40 кг. лучше чем 20-ти килограммовый при тех же габаритах и т.д. Оспаривать влияние динамиков, корпусов, элементов кроссовера, кабелей внутренней разводки, звукопоглотителей и прочих составляющих было бы ошибкой.

Но, все ли в порядке с АЧХ? Независимые измерения, например, в хорошо оснащенных лабораториях авторитетных зарубежных и отечественных аудио журналов не подтверждают оптимистических параметров, заявленных производителями. Каждая модель АС имеет реально свою кривую АЧХ, разительно отличающуюся от кривых характеристик других разновидностей колонок. Это относится к АС любых ценовых групп.
Наблюдаемая разница многократно превосходит порог заметности, известный из психоакустики. Эту разницу просто невозможно не заметить. И слушатели ее, конечно, замечают в виде различного тембрального баланса при воспроизведении одной и той же музыки разными АС. Идентифицировать искажения тембра с проблемами равномерности АЧХ не легко, ведь перед глазами - ровные как будто по линейке нарисованные характеристики от производителей.

Не факт, что эти изумительно ровные АЧХ - обман. Просто для рекламы измерения производятся по методикам, обеспечивающим "благообразный" вид характеристик. Например, при повышенной скорости сканирования рабочего диапазона частот в сочетании с высокой инерционностью, то есть усреднением пиков и провалов в процессе регистрации частотной зависимости звукового давления. Бог с ними, производителями. По правде говоря, все мы хотим выглядеть несколько лучше, чем на самом деле и, поэтому причесываемся, умываемся и т.д. перед ответственными встречами.

Гораздо интереснее другое: почему одна "кривая" (по АЧХ) модель АС звучит хорошо, а другая, может быть, обладающая менее "безобразной" характеристикой, воспроизводит музыку гораздо хуже?
Независимые, более "честные" измерения обращают наше внимание на несовершенство передачи тембрального баланса, на АЧХ в оценке качества АС, но не помогают научиться интерпретировать, расшифровать смысл "перегибов" и дисбалансов характеристик, не помогают раскрыть связь АЧХ с конкретными особенностями звучания АС.

Позвольте образное сравнение: кардиограмма ничего не говорит обычному человеку, тогда как кардиолог по ней ясно видит состояние сердца пациента. Одна из задач этой статьи - поделиться с опытом анализа АЧХ. Начнем с самого общего вопроса. Почему, обладая всем необходимым, разработчики не создают идеальных, похоже звучащих АС? Ведь идеал, эталон - только один! Поэтому, очевидно, что все АС, близкие к эталону, будут звучать почти одинаково.
Существует ряд общепризнанных методик обеспечения "ровной" АЧХ. Одна из основных - настройка АС в заглушенной, безэховой камере. Есть и другие, вроде бы, логичные и адекватные методы, например, настройка по импульсным сигналам. Работая по одинаковым алгоритмам, специалисты каждый раз получают разный результат. Вспомните откровения авторитетных зарубежных специалистов, опубликованные в аудио прессе: "...обеспечив идеальную АЧХ в звукомерной камере, мы потом полгода "портим" эту характеристику для обеспечения приемлемого звучания...".

Не пора ли прекратить "молиться" на равномерность АЧХ с точки зрения некой общеизвестной методики измерения? Дело в том, что любой способ измерения в науке и технике неизбежно дает целый комплекс разносортных ошибок. В нашем случае самые вредные ошибки - методические, то есть, связанные с несовершенством самого метода измерений. Например, где располагать микрофон относительно АС в звуковой камере? На акустической оси? А где эта ось? Перед ВЧ динамиком? А если он воспроизводит, начиная с 8 кГц? Тогда, видимо, точнее мерить на оси СЧ динамика? А если сместить микрофон на 5 см. выше? Получим совсем другую АЧХ. На какую ориентироваться? И почему мы думаем, что слушатель поместит ухо туда, где мы мерили АЧХ микрофоном?

Кроме того, на НЧ и нижней середине АС активно взаимодействует с полом, влияние которого в безэховой камере отсутствует. Об интегральном взаимодействии излучения АС с помещением прослушивания в данный момент даже не будем начинать разговора. Это взаимодействие очень сильно влияет на звучание, но его конкретные проявления бесконечно разнообразны, поэтому не умещаются в "ложе" какой-либо математической модели с достаточной точностью необходимой для действительно высокого качества воспроизведения.

Еще интересный факт: в реальном помещении суммарная АЧХ двух АС стереопары, даже при сильном усреднении сильно отличается от АЧХ одной АС. Традиционные методики настройки АС не учитывают этого важного обстоятельства. Это - недопустимо, так как главные персоны в музыке - солисты, чаще всего локализуются в центре звуковой сцены, то есть воспроизводятся обеими АС стереопары. Можно сделать вывод - при таком обилии методических ошибок, обычные способы контроля АЧХ дают "кривую" характеристику для реально достаточно "ровных" АС (например AUDIO - NOTE, MAGNEPAN и т.д.).
С другой стороны, крайне подозрительно выглядит полученные по ненадежным методикам слишком гладкие АЧХ. В этом случае ошибки измерений скомпенсированные специально сформированной характеристикой, которую разработчик обеспечивает, слепо доверяя не оправдавшим себя на практике способам измерений.

Меньше всего мне хотелось бы заменять веру в одни несовершенные принципы верой в другие, мои методы. Они тоже далеко не идеальны, в них присутствуют заметные методические ошибки, только менее грубые.
Залог прогресса - понимание временности роли достигнутых знаний и умений, готовность воспринимать, в процессе практической работы и исследований, новые знания. Надо уметь пересматривать подходы к достижению лучших результатов, если количественный рост позволяет совершить качественный "скачок". Результат работы зависит от методов и от развития личности создателя АС. Известны превосходные изделия, созданные в рамках традиционных подходов, при условии высочайшего класса и опыта разработчиков.

Моя цель - вооружать желающих достаточно эффективной методикой создания приемлемых по звучанию АС. Длинное вступление необходимо для того, чтобы обратить ваше внимание на факторы, мешающие развивать искусство настройки АС. Мне бы хотелось без промедления передать свой опыт, не тратя на это непомерных "писательских" усилий. Поэтому буду рассказывать только о добытых на практике фактах и о методах работы, без обоснований и теоретических объяснений. Мой принцип - уверенно излагать свое мнение можно, если имеется аудиосистема, хорошим звучанием, подтверждающая рекомендации автора.

Уже много лет я, по мере сил организую демонстрацию таких систем, в том числе на выставках, что позволяет мне отвечать за свои слова. В других публикациях, если будет необходимо, расскажу несколько подробнее о смысле и обосновании моих методов работы. Для доступности расчеты и приемы настройки максимально упрощены, без существенного вреда для результата.

Урок первый. Корпус  

В первую очередь ограничим необъятную тему. Рассмотрим разработку и настройку двух полосных АС с фазоинвертором (ФИ). Такой тип легче "поддается" новичкам. Договоримся, что озвучиваем жилую комнату 10-20 м2.
Это определяет выбор диаметра НЧ - СЧ динамика. В этом случае оптимальный диаметр диффузора - от 10 до 20 см (примерно). Паспортная мощность (100 часов разового шума без повреждения громкоговорителя) - от 20 до 60 Вт. Чувствительность - от 86 до 90 дБ/Вт/м. Резонансная частота (вне корпуса) - не выше 60 Гц. Если Вас устроит нижняя граничная частота (готовой АС) - 100 Гц, можно брать динамик с резонансом 80-100 Гц.

Кстати, если АС без завала воспроизводит хотя бы от 100 Гц, звучание вполне фундаментально и "весомо", только иногда исчезает некоторые необязательные, но очень желательные в звуковой картине звуки. Их можно восстановить сабвуфером. Чтобы при этом не испортить звук, надо набраться опыта согласования сателлитов и сабвуфера.

Не обольщайтесь паспортными данными о воспроизведении доступными моделями АС низких частот от 30-40 Гц. Реально участвуют в формировании звуковой картины только те низкие ноты, которые воспроизводятся без "завала". Все что воспроизводится с "завалом" хотя бы на 4-5 дБ, маскируется "верхним басом" (80-160 Гц), поэтому воспринимаемый диапазон начинается "снизу" от 50-80 Гц для большинства АС. Такое звучание мы привычно воспринимаем как воспроизведение от 30-40 Гц, ориентируясь на паспортные данные, соответствующие допустимому отклонению от -8 до -16 дБ.
Повнимательнее посмотрите в аудиопрессе реальные частотные характеристики. Отмерьте, в соответствии с приведенным масштабом, уровень -3 дБ от среднего уровня. Вы увидите, что даже крупные напольные АС эффективно работают примерно от 50 Гц. Если диаметр диффузора 10-12 см, чувствительность 86-88 дБ/Вт/м, а мощность 20-30 Вт (типичные параметры недорогого динамика), то о "дискотеке" дома придется забыть.

С другой стороны, громкоговорители минимального диаметра нередко имеют более равномерную АЧХ, чем большие динамики. "Малыши" лучше по ширине и равномерности диаграммы направленности. Интересно, что одна из лучших по качеству АС фирма SYSTEM AUDIO принципиально использует только маленькие НЧ-СЧ динамики.

Полная добротность современных небольших НЧ динамиков обычно составляет 0,2-0,5. Не надейтесь на расчеты низкочастотного оформления, практические результаты им соответствуют недостаточно хорошо. Опыт показывает, лучше выбрать динамики с добротностью больше 0,3-0,4, иначе, даже с фазоинвертором, трудно обеспечить приемлемый бас.
Для таких громкоговорителей оправдано изготавливать корпуса объемом, примерно равным эквивалентному объему громкоговорителя. Очень ориентировочно, для рекомендуемых по параметрам динамиков эквивалентный объем соответствует диаметру:
10 см - ~18 литров
16 см - ~26 литров
20 см - ~50 литров

В качестве базисного варианта рассмотрим корпус с ФИ для громкоговорителя диаметром 16 см. Объем - 26 литров. Площадь сечения ФИ - 44 см2. Длина трубы ФИ - 20 см. Частота настройки - около 40 Гц. Площадь сечения ФИ должна составлять 20-25 % от площади диффузора Sд. , где d - диаметр диффузора, ограниченный серединой подвеса, см. рис. 1.

Если необходимо пересчитать габариты трубы ФИ для другого "литража" (другой диаметр динамика), сохраняя частоту настройки, действуйте соответственно следующим примерам:

1. Громкоговоритель d = 9 см, Эквивалентный объем (Vэ) ~= (примерно равен) 8 л. 8 литров меньше 26 литров в 3,25 раза. Надо скомпенсировать разницу изменением длины (l) и площади (Sфи) трубы ФИ, иначе частота резонанса ФИ резко повысится. Понижают частоту настройки Fфи увеличением lфи и снижением Sфи. Оптимальная Sфи для динамика площадью: находится в диапазоне: Sфи ~= 63,6 см2/5...63,6 см2/4 = 13 см2..16 см2. В данном случае уменьшение Sфи вносит вклад в понижение Fфи в раз, что вполне компенсирует изменение объема АС в 3,25 раза.

Кстати, компенсировать снижение объема увеличением длины трубы ФИ для маленького корпуса (V = 8 литров) - невозможно. Тем более, что от внутреннего среза трубы ФИ до ближайшего препятствия (до стенки корпуса АС) должно быть свободное расстояние не менее 8 см (в крайнем случае - 5 см). То есть один из габаритов корпуса (параллельный оси трубы ФИ) должен быть равен lфи (20 см) + 8 см (свободное пространство) + примерно 3 см (толщина двух стенок корпуса) = 31 см. Для 8-и литрового корпуса такой большой размер может быть только высотой. Возможная конструкция щелевого ФИ с прямоугольным сечением трубы показан на рис. 2а.
Это очень непрактичная конструкция, так как требуется установка специальную подставку не загораживающую выход ФИ. Если сделать выход ФИ вверх, установка АС упростится, но вид сверху ухудшится, кроме того, ФИ превратится в отличную ловушку для пыли, соринок и мелких предметов.

Очень удобна конструкция, показанная на рис. 2б. Однако, она требует увеличить высоту до 31 см + 8 см = 39 см. Это не всегда допустимо.

Можно изготовить корпус в виде глубокой "буханочки", с наибольшим размером - в глубину рис. 2в. Если не удается обеспечить нужную длину трубы ФИ, можно: 1. выбрать минимальную ; ; 2. несколько уменьшить lфи (~ на 30 %), пожертвовав повышением Fфи до ~50-60 Гц. Уменьшение Sфи до 10,6 см2 снизит эффективность ФИ и, соответственно, увеличит "завал" отдачи в диапазоне 40-60 Гц.
Рост Fфи при уменьшении lфи допустим, так как резонансная частота динамика диаметром 10 см выше, чем у громкоговорителя 16 см. Это значит, что ФИ с резонансом в 55 Гц не просуммирует свой подъем НЧ с резонансом динамика в ящике (? 70…90 Гц в данном случае) и не будет вредного для звучания подъема на НЧ в области 50-100 Гц, который мог бы возникнуть, например, при укорочении ФИ для корпуса с динамиком 16 см.
Итак, для 8-и литрового ящика и громкоговорителя диаметром 10 см вполне нормально выбрать lфи = 14 см, Sфи = 13 см2.

2. Громкоговоритель d = 18 см, эквивалентный объем (Vэ) ~= 50 л. 50 литров больше, чем 26 литров в 1,92 раза. Оптимальная Sфи для динамика площадью: находится в диапазоне Sфи ~= 254,3 см2/5...254,3 см2/4 ~= 51 см2...64 см2.
Увеличение Vэ в 1,92 раза сильнее влияет, чем увеличение Sфи в 1,45 раза. В целом Fфи понижается, ориентировочно, до 35 Гц. Так как резонансная частота динамика (Fд), диаметром 20 см ниже, чем Fд диаметром 16 см, то снижение Fфи - положительный фактор. Не стоит компенсировать это уменьшением lфи.

Опытные профессионалы способны точно настраивать параметры фазоинверсного акустического оформления, добиваясь максимально плоской АЧХ в диапазоне от нижней граничной частоты АС до 125-200 Гц. Любителю или новичку не стоит тратить сверх усилий на эту работу. В дальнейшем я поясню, как проконтролировать полученную АЧХ на НЧ и как устранить недопустимые отклонения, если таковые обнаружатся. Кроме того, влияние на звучание неидеальности характеристики в области НЧ сильно зависит от соотношения уровня воспроизведения баса по сравнению со средними частотами. Нельзя забывать, что из-за взаимодействия АС с реальным помещением, АЧХ в нижнем регистре в любом случае будет очень неравномерной.

Главные усилия необходимо сосредоточить на настройке желаемой АЧХ в области СЧ и балансировке между НЧ, СЧ и ВЧ. На первом этапе создания АС - при разработке корпуса, достаточно учесть мои рекомендации.

Корпус должен "молчать". В идеале воспроизводят звук только громкоговорители. Реально корпус откликается на работу динамиков. Переизлучение звука стенками корпуса вносит искажения. Один из простейших способов улучшения виброзащиты корпуса - увеличение толщины стенок. Здесь следует знать меру, прослушивание показывает, что увеличение толщины стенок, начиная с некоторого значения дает незначительное улучшение звучания. Для полочных АС достаточная толщина стенок обеспечивается при использовании 16-и или 18-и миллиметровых листов ДСП или ДВП. Выгодно укреплять корпус изнутри ребрами жесткости.

Вариант практического использования ребер жесткости показан в моей статье "Повторение возможно" в приложении к журналу "Салон AV"#7\2002 (Практика, #2(4)/2002 июль). Там же достаточно подробно изложены рекомендации по следующим вопросам: размещение звукопоглощающих материалов внутри корпуса; особенности изготовления фильтров; как самостоятельно изготовить кабели внутренней разводки очень высокого качества; требования к герметизации корпуса; минимальные сведения, необходимые для выбора типа конденсаторов.

В статье "Повторение возможно" так же рассмотрены вопросы выбора динамиков и затронуты некоторые другие проблемы. Имеет смысл рассматривать эту статью, как часть изложения моих методов работы, поэтому подробно повторять темы статьи не требуется. Разумеется, существует много методов виброзащиты корпуса АС. Они рассмотрены, например, в книге "Высококачественные Акустические Системы и Излучатели"(И.А. Алдошина, А.Г. Войшвилло. - М.: Радио и Связь, 1985.).

Практика показывает, что 16-и миллиметровые стенки, укрепленные ребрами жесткости обеспечивают нормальную виброзащиту. Абсолютных истин нет. У результативной концепции акустически мертвых корпусов есть альтернатива - использование массива различных пород дерева. Это - трудный путь с технологическими и творческими проблемами.
Без специальных мер детали из массива деформируются со временем. Однако, иногда удается создать превосходные АС с использованием массива. Этот путь - не для новичков, требуется: высшая квалификация в области деревообработки, тонкое восприятие музыки, упорство в поиске приемлемых вариантов исполнения корпуса.

Урок второй. Фильтры  

Если вы думаете, что фильтры это просто кроссоверы, разделяющие сигнал на частотные полосы для соответствующих громкоговорителей, то вынужден буду разочаровать Вас. Все гораздо сложнее. "Просто кроссовер" нужен для идеальных динамиков с ровной АЧХ по звуковому давлению. Идеальных громкоговорителей не существует. В лучшем случае, некоторые типы динамиков позволяют обеспечивать приблизительно приемлемую балансировку АЧХ при "лобовом" использовании кроссоверов.

Положение усложняется из-за сложного взаимодействия громкоговорителей в полосе передачи "эстафеты" от более низкочастотного к более высокочастотному. Например, имеем замечательно ровные в своих полосах СЧ и ВЧ динамики с аккуратными спадами АЧХ вне полос. При совместной работе получаем "кривейшую" АЧХ.

Особенно проблематично для новичка состыковать НЧ и СЧ динамики. Приемы такой стыковки - тема отдельной статьи. Для начала необходимо набраться опыта, настраивая двухполосную АС. Даже самые простые фильтры - мощный инструмент в умелых руках, позволяющий приблизить АЧХ реальной АС к желаемому идеалу.

Начнем с разделительных фильтров.
Для НЧ-СЧ головок фильтры первого порядка (катушка индуктивности, включенная последовательно с динамиком) чаще всего не подходят. Эти фильтры недопустимо деформируют АЧХ в полосе пропускания, "заваливают" середину, делая звучание тусклым, неритмичным, "муторно" гудящим. В некоторых случаях такой фильтр позволяет чуть скорректировать АЧХ в верхней части диапазона воспроизводимого НЧ-СЧ головкой. При этом частота среза такого фильтра близка верхней частоте, воспроизводимой динамиком.

Редкие разновидности динамиков имеют рост отдачи, пропорциональный повышению частоты сигнала на протяжении нескольких октав. Сбалансировать АЧХ в этих случаях можно попробовать подбором значения индуктивности фильтра первого порядка. Обычно приемлемы фильтры второго порядка. Они позволяют исключить сильные искажения АЧХ в полосе пропускания.

Подбором сочетаний величины емкости и индуктивности фильтра второго порядка можно обеспечить в полосе около частоты среза спад или подъем АЧХ, действуя фильтром, как эквалайзером. Это - один из методов оптимизации АЧХ. На Рис. 3показан фильтр второго порядка. Емкость включена параллельно динамику.

Первое приближение.
Рассчитаем значения L1 и С1 для фильтра без подъема или спада на частоте среза. Поверим значению импеданса, приведенному производителем. Если бумажек нет, померяйте сопротивление по постоянному току и умножьте результат на 1,25. Обозначим полученное значение |Z|, или если не строить из себя больших ученых - просто R.

; , где Fс - частота среза.

Например: R=4 Ом, Fс = 1,6 кГц.

Для справки:

В этом случае модули (величины без учета фазы) сопротивления L1 и C1 на частоте Fс равны R, то есть 4Ом. Кстати, на частоте среза модули сопротивления L1 и C1 всегда равны.

Если выравнивание АЧХ требует подъема на Fc, скажем, на 1 дБ, то есть примерно но 10%, необходимо снизить модули сопротивления L1(|ZL1|) и C1(|ZC1|) примерно на 10% по сравнению с R=4 Ом, то есть до 4 Ом*0,9 = 3,6 Ом.

Частота среза остается прежней, но на Fс на головку подается ~110% сигнала за счет повышенного потребления тока от усилителя и преобразования его "звенящим" фильтром с добротностью больше единицы в форсированный сигнал на головке.
Если надо "завалить" область около FC на 1 дБ, то нужно пересчитать фильтр, как будто его нагрузка - сопротивление динамика примерно 1,1*4 Ом = 4,4 Ом.
Проще получить нужные значения, увеличив L1 и уменьшив С1. Тогда FC не изменится, а |ZL| и |ZC| будут равны 4,4 Ом.
L1 = 398 uН*1,1 = 438 uН;
С1 = 24,9 uF/1,1 = 22,64 uF.

Для справки:

Учтите, что при необходимости увеличения отдачи в области около FC, придется смириться с падением импеданса АС в этой же области. Падение импеданса необходимо контролировать. Попробуйте следующий простой способ:

1 этап. Подключите к выходу Вашего усилителя цепь, показанную на Рис. 4а. На этом рисунке значок "+" соответствует красной клемме, а "-" - черной. На результаты измерений перемена полярностей не влияет.
Подайте на вход усилителя синусоидальный сигнал частотой 1 кГц от генератора. Регулятором громкости усилителя и регулятором выходного уровня генератора установите на выходных клеммах усилителя ~1В действующего напряжения. Для этого Вам понадобится вольтметр, способный измерять действующее значение напряжения в области звуковых частот.
Переключите вольтметр для измерения напряжения на выходах резистора R2. Прибор покажет ~38,5 мВ. Подрегулируйте уровень сигнала до показаний вольтметра ~40 мВ.

2 этап. Подключите Вашу АС вместо R2. Плавно изменяйте частоту сигнала на выходе генератора. Вы увидите, что показания вольтметра изменяются. Эти изменения пропорциональны частотно-зависимому значению импеданса Ваших АС. Можно зарисовать измеряемую характеристику. По горизонтальной оси нарисуйте шкалу частоты. По вертикальной оси - шкала уровня напряжения. Шкалы частоты и уровня выполняются в логарифмическом масштабе. Пример пустого бланка - на Рис. 5.

Особенно внимательно ищите минимумы напряжения, плавно меняя частоту. Эти точки на характеристике соответствуют минимумам импеданса АС.
С достаточной точностью можно считать, что значение импеданса |ZАC| равны показаниям вольтметра, поделенным на 10. Например, 40 мВ соответствует 4 Ом, 30 мВ - 3 Ом. Если у Вас нет чувствительного вольтметра, то поможет хороший тестер. В режиме измерения переменного напряжения тестер является вольтметром. Верить его показаниям можно до 2…5 кГц. Выше может быть существенная погрешность. Сверьтесь с паспортом тестера.

Не все модели тестеров позволяют измерять с хорошей точностью сигналы, величиной десятки милливольт. Можно, в этом случае, установить на клеммах усилителя выходной сигнал не 1, а 10В. В режиме наших измерений усилитель нагружен на сопротивление более 100 Ом. Такая высокоомная нагрузка позволяет развить 10В действующего напряжения даже большинству маломощных усилителей, причем, без перегрева усилителя.

К сожалению, при 10 Вольтах на выходе есть опасность сжечь резистор цепи, обеспечивающей устойчивость, который присутствует в схемах многих усилителей. Поэтому не стоит проводить измерения на частотах выше 3 кГц.

Понятно, что в режиме "10 вольт" на пробном резисторе R2 надо установить не 40 мВ, а 400 мВ. Соответственно, шкала напряжения на Рис. 5будет проградуирована от 125 мВ до 6000 мВ (6 Вольт). При этом показания вольтметра делим на 100 и получаем величину импеданса АС. Например, 400 мВ соответствует 4 Ом.

Продолжение статьи: Часть II, III
to top  


TopList Каталог ресурсов Сибири